Детский сад №5 Буратино, село Песчанокопское

Советы педагога - психолога.

28 января — 31 декабря

«Как сказать ребенку «нет»

Как сказать ребенку «нет»

Какими хотят видеть ребенка родители, воспитатели? Конечно, активными, самостоятельными, любознательными. Чтобы стать таким, ребенку надо много делать и делать то, что не всегда разрешают взрослые.

Слова «да можно», «нет – нельзя» очень важны в воспитании ребенка.

Можно ли все разрешать, т. е. говорить «да»? Какие слова ребенок должен слышать чаще – «да» или «нет»?

Что дает ребенку «да», разрешение делать то, что хочется: кричать, бегать, разбирать игрушки, мыть самостоятельно посуду, не убирать игрушки, быть «главным» в своей жизни. Чем младше ребенок, тем больше он считает, что весь мир, особенно родители, существуют для него. Он очень активно протестует против любого отказа. Особенно заметно это становится к 2 – 3 годам (кризис 3 лет).

Что для ребенка значит «нет»? Запрет на то, что хочется: не бегать, не ломать игрушки, выполнять то, что хотят другие, не быть «главным».

Каждый раз, пусть даже из лучших побуждений, говоря своему ребенку «нет» и «нельзя», мы лишаем его возможности быть самим собой и развиваться. Часто повторяя эти слова, мы рискуем через несколько лет увидеть слабого, беззащитного перед окружающим миром человека, который сможет лишь механически выполнять свою работу и проживать бесцветные дни, не любя то, что он делает, и, не умея ничего другого.

Но нельзя все разрешать, говорить только «да». Ребенок должен научиться слышать, понимать и принимать слово «нет», хотя это для него очень трудно.

Взрослые требуют послушания, рассчитывая на то, что ребенок понимает слово «нет» и в то же время не заботятся о том, как научить его понимать значение слова «нет» и соответственно этому действовать. При этом надо учитывать, что новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослыми и только потом оно станет самостоятельной деятельности со взрослыми и только потом оно станет самостоятельным действием ребенка.

Как же быть взрослым? Умело лавируя между многочисленными «хочу» ребенка и «нет нельзя» взрослых, вести его по жизни, не слишком подавляя ребенка, но и не превращая его жизнь в сплошной «праздник непослушания».

Как же говорить «нет»? Существует несколько видов отказа, запретов.

Виды отказа

Нет – значит, нет!

Проще всего говорить «нет», когда исполнить желание ребенка невозможно в принципе. Как правило, это вопросы, касающиеся здоровья и безопасности ребенка (например, «Можно я пойду гулять без куртки) При этом не надо стыдить ребенка, упрекать его в непонимании, возмущаться. Если никаких других вариантов, кроме отказа нет, просто скажите об этом и переведите разговор в другое русло. Что тут можно обсуждать?

Нет, но…

Используется, когда желание ребенка в целом нормально, но оно не может быть выполнено по объективным причинам. В этом случае нужно не просто отказать ребенку, а тут же предложить ему заняться чем – то другим или получить что – то другое, интересное, привлекательное для него: «нет, я не смогу купить тебе сейчас эту игрушку, но зато мы можем пойти гулять, и ты покачаешься на качелях! » В этом случае ребенок не чувствует себя ущемленным, у него не формируется комплекс человека, который ничего не может себе позволить. Он учится тому, что хорошее настроение зависит не от конкретной вещи, а от созданных вами обстоятельств. Однако использовать этот прием бесконечно тоже нельзя. Что вы будете делать, если однажды ничего не сможете дать взамен? Впрочем, тогда остается самое главное – любовь!

Неправильное использование компромисса

Зачастую взрослые пытаются придать ситуации вид компромисса, хотя на самом деле и мысли такой не допускают. «Будешь пить молоко? 2 – предлагает мама, считая что он предлагает выбор. «Нет», - отвечает ребенок. «Нет, ты будешь пить молоко! » - настаивает мама. В итоге: молоко не выпито, мама расстроена. Ребенок ревет. В чем ошибка? Мать предложила ребенку выбор, и не его вина, что он выбрал то, что не входило в ее планы. Поэтому никогда не предлагайте выбор, если для вас никакого иного варианта быть не может! Если малыша вначале спросили, чего он хочет, услышали ответ, а потом запретили. Будьте уверены: он обязательно запомнит это и в следующий раз будет еще более упрямым и несдержанным. Если уже вы решили дать ребенку возможность сделать выбор. Пусть этот выбор будет реальным: «Из какой чашки ты будешь пить молоко – из зеленой или из красной? »

Несколько правил, как сказать «нет»

(по А. Курпатову)

«Вы не можете говорить «нет» всегда»

Прежде всего, необходимо понять, что «нет» - это особенное, исключительное слово, и если произносить его постоянно, оно обесценивается и теряет смысл. Если мама на все кричит: «Нет! », «Нельзя! », «Перестань! » - ее «нет» уже не работает как запрет. А чтобы ребенок среагировал на ваше «нет» достойным образом. Оно должно прозвучать на фоне многих «да», обескуражить. Озадачить, привлечь к себе внимание. Так, что чем реже вы произносите слово «нет», тем оно действеннее. Чтобы уменьшить количество запретов, о них надо думать заранее. Например, если ваза находится вне зоны досягаемости, вам не придется запрещать ребенку ее трогать. Вот и уберите ее подальше и повыше. То же самое касается и других запрещаемых предметов.

«Если вы сказали своему ребенку «нет», то уже не можете сказать ему «да».

Каждый раз, собираясь сказать своему ребенку «нет», не забывайте о том. Что этим, словом вы берете на себя огромную ответственность. Поэтому прежде чем сказать ему «нет», подумайте, насколько это необходимо? Не получится ли так, что вы запретили то, что потом придется разрешить? Что в таком случае будет стоить ваше «нет2, если его с легкостью можно забрать обратно? Ровным счетом ничего! Так что если вы можете обойтись без «нет», это всегда лучше и для ребенка, и для родителя.

«Если уж вы решились сказать своему ребенку «нет», настройтесь на то, что вам придется проявлять большую выдержку и терпение».

Когда вы говорите ребенку «нет», его желание получить запретное становится еще больше. И дело даже не в том, что «запретный плод сладок», а в том, что это является ограничением свободы, которое любой нормальный человек воспринимает болезненно. Поэтому, вводя в обиход новый запрет, не ждите, что ребенок примет его сразу и безоговорочно, а приготовьтесь встретить его естественный протест. И готовьтесь этому протесту безоговорочно противостоять.

Например, если вы ограничиваете ребенка в сладком, будет не честно держать на видном месте конфеты и пряники «для себя», «для гостей».

«Нет» - это слово, которое произносится всегда без эмоций».

Если у родителей в момент объявления запрета заметны эмоции, ребенок воспринимает их на свой счет. Мама говорит зло, значит, она меня не любит.

Ребенок еще не понимает, что «нет» - это правило, основанное на знании последствий тех или иных действий. Для него «нет» - это прерывание его действия. Когда вы произносите свое «нет» спокойно и уверенно, вы, по сути говорите ему: «Это не я прервал твое действие. Оно само прервалось». В этом случае ребенок не чувствует себя уязвленным, а запрет принимает, хотя и не всегда понимает его смысл.

«Всегда положительно подкрепляйте поведение ребенка, когда он начинает следовать вашему «нет».

Обычно рама разворачивается по следующей схеме. Сначала родитель замечает. Что ребенок делает что – то «ужасное», и злится на него за это. Затем уже порядком разгоряченный родитель заявляет ребенку свое «нет», причем нервно, напряженно. Ребенок пугается и идет на попятную. Причем вовсе не потому, что понял суть предъявляемых ему претензий. А просто потому, что надо как – то защититься, успокоить родителей. Родитель чувствует, что «его взяла» и принимает недовольный, но удовлетворенный вид. И получается, что ребенок за свое следование родительскому «нет» получает не поощрение, чего по праву заслуживает, а «кислую мину».

Такое положение надо срочно менять! Поймите, что готовность ребенка двигаться навстречу вашим требованиям или следование вашему запрету – это не «естественно», это акт доброй воли, что нужно уметь замечать в своем ребенке и отмечать положительно.

«Позиция всех членов семьи по каждому конкретному «нет» в жизни вашего ребенка должна быть одинакова».

Как правило, у каждого члена семьи (мамы, папы, бабушек, дедушек) есть свой личный список «нет» для ребенка. Одни запрещают конфеты, другие разрешают; одни ничего не говорят, когда ребенок ест у телевизора, у других это вызывает бурный протест. Как в такой ситуации у ребенка будет формироваться правильное представление о том, что можно. А что нельзя? Да никак. Но зато у него может сформироваться другое – умение манипулировать родственниками.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных с ними логических операций.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц – два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблемы с математикой».

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.) . Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) .

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывает у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, и характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и педагог.

Приложение.

Упражнение на развитие математических способностей для детей пяти – семи лет.

Упражнение 1.

Материал: набор фигур – пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат) .

Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные – круги) »

Упражнение 2.

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру) ».

Упражнение 3.

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ».

Упражнение 4.

Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники) .

Задание: «Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного). Открой коробочку «Дидактический набор». Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять). Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет). Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре). Сколько их теперь? (Девять) ».

Упражнение 5.

Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: «Найди среди своих фигур похожую на яблоко». Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой) ».

Упражнение 6.

Материала: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: «Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры). Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный – их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата – разбираются все варианты). Ребенок составляет группы, с помощью рамки – трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. «Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна). Сколько здесь всего цветов? (Четыре). Фигур? (Шесть) ».


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.