Детский сад №5 Буратино, село Песчанокопское
|
Обучение диалогу детей старшего дошкольного возрастаОбучение диалогу детей старшего дошкольного возраста<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
Формирование коммуникативных навыков — одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнера и понимать его невербальные сигналы — эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте. Диалог — разговор, беседа — основная форма речевого общения ребенка со взрослым и сверстниками. Обучение детей с ОНР диалогической или разговорной речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т.е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между детьми, и имеет ряд особенностей. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, речь малопонятна и чаще всего представляет простую конструкцию, слабо развивается экспрессивная речь при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи, недостаточна также речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Для совершенствования речи и перехода к сложной речевой конструкции необходимо на специальных занятиях проводить диалог с помощью подготовленной беседы и имитации (прием театрализации). Подготовленная беседа предназначена для обучения детей основным правилам построения диалога. Они должны выслушивать собеседника, не перебивая его речь, сдерживать себя, ожидая возможности вставить реплику, стараться говорить понятно, а в дальнейшем отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточняя смысл слов. В результате беседы дети тренируются в построении фразы в диалоге, приобретают грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий). Большую роль в работе над диалогической речью играет театрализация — игра-инсценировка. Для пересказа в лицах могут быть использованы литературные произведения известных детских поэтов, а также народные песни. Театрализация (костюмированная) дает возможность не только совершенствовать разговорную речь, но и обогащает ее в эмоциональном отношении: она звучит то радостно, то печально, то жалобно, то грозно. В игре-инсценировке дети дословно пересказывают в лицах (по ролям) художественное произведение, иногда вместе, иногда поочередно, меняясь ролями. В работе по обучению детей с ОНР диалогу в старшей логопедической группе участвовали логопед, педагог-психолог, воспитатели группы.
Методика работы над диалогом
Работа включает несколько этапов: 1) ребенку предлагается внимательно послушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора; 2) уточняются непонятные, незнакомые слова; 3) диалог выучивается всеми детьми; 4) распределяются роли; 5) каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно повышая и понижая голос, добиваясь яркого звучания текста.
17 июля 2013 в 16:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.