Детский сад №5 Буратино, село Песчанокопское

Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста

Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

 

 Формирование коммуника­тивных навыков — одна из важнейших задач речевого и личностного развития до­школьников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зре­ния и принимать мнение дру­гого, видеть партнера и пони­мать его невербальные сигна­лы — эти способности должны и могут развиваться в до­школьном возрасте.

Диалог — разговор, беседа — основная форма речевого обще­ния ребенка со взрослым и свер­стниками.

Обучение детей с ОНР диа­логической или разговорной речи обычно происходит в фор­ме беседы (разговора), т.е. об­мена репликами между взрос­лым и ребенком или между детьми, и имеет ряд особенно­стей. Неполноценная речевая деятельность накладывает от­печаток на формирование у детей сенсорной, интеллекту­альной и аффективно-волевой сферы. При относительно со­хранной смысловой, логичес­кой памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, речь малопонятна и чаще все­го представляет простую кон­струкцию, слабо развивается экспрессивная речь при отно­сительно благополучном, на первый взгляд, понимании об­ращенной речи, недостаточна также речевая активность, ко­торая с возрастом без специ­ального обучения резко пада­ет. Для совершенствования речи и перехода к сложной речевой конструкции необхо­димо на специальных заняти­ях проводить диалог с помо­щью подготовленной беседы и имитации (прием театрализа­ции).

Подготовленная беседа пред­назначена для обучения детей основным правилам построения диалога. Они должны выслу­шивать собеседника, не пере­бивая его речь, сдерживать себя, ожидая возможности вставить реплику, стараться говорить понятно, а в дальней­шем отрабатывать произноси­тельные и грамматические навыки, уточняя смысл слов. В результате беседы дети тре­нируются в построении фразы в диалоге, приобретают грамматические навыки (скло­нение существительных, со­гласование прилагательных с существительными, употреб­ление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).

Большую роль в работе над диалогической речью играет театрализация — игра-инсце­нировка. Для пересказа в ли­цах могут быть использованы литературные произведения известных детских поэтов, а также народные песни. Теат­рализация (костюмированная) дает возможность не только совершенствовать разговорную речь, но и обогащает ее в эмо­циональном отношении: она звучит то радостно, то печаль­но, то жалобно, то грозно. В игре-инсценировке дети дословно пересказывают в ли­цах (по ролям) художествен­ное произведение, иногда вме­сте, иногда поочередно, меня­ясь ролями.

В работе по обучению детей с ОНР диалогу в старшей ло­гопедической группе участво­вали логопед, педагог-психо­лог, воспитатели группы.

 

Методика работы над диалогом

Работа включает несколько этапов:

1) ребенку предлагается внимательно послушать диа­лог, понять его смысл, опре­делить участников разговора;

2) уточняются непонятные, незнакомые слова;

3) диалог выучивается все­ми детьми;

4) распределяются роли;

5) каждый должен вести свою роль выразительно, ин­тонационно повышая и пони­жая голос, добиваясь яркого звучания текста.

 

17 июля 2013 в 16:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.