Детский сад №5 Буратино, село Песчанокопское
|
Страница педагога-психологаПедагог-психолог - Горяинова Ирина АлексеевнаОбразование - незаконченное высшее, стаж работы - 1 год
«Подготовка ребенка к посещению детского сада» Уважаемые родители! Скоро Вам и вашему ребенку предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее увереннее, был радостным и общительным, мы хотим предложить несколько рекомендаций. 1. Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности общественного воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают к условиям дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. 2. Расскажите ребенку, что такое детский сад и почему вы хотите, чтобы он, как и другие дети, тоже его посещал. Содержание беседы зависит от возраста ребенка. Например, беседа может быть такой: «Детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие столы и стулья, маленькие кровати, маленькие раковины для умывания, маленькие шкаф-чики, много интересных игрушек. Дети здесь едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу домой. Ты мне расскажешь, как у тебя прошел день, а я расскажу тебе, что у меня было интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в детский сад своего ребенка. Тебе повезло, что ты будешь туда ходить. Но сначала нам надо подготовиться». 3. Проходя мимо детского сада, с радостной интонацией напоминайте ребенку, как ему повезло: осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, о том, что гордитесь своим сыном (дочерью), - ведь его (ее) приняли в детский сад. 4. Познакомьте ребенка с режимом в детском саду. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее ребенок воспримет новые правила. Спрашивайте, куда он будет складывать свои вещи после прогулки, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Такими вопросами вы смо-жете проконтролировать, как ребенок усвоил последовательность режимных моментов в дошкольном учреждении. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит так, как было обещано, то чувствуют себя увереннее. Максимально приблизьте домашний режим к распорядку жизни в детском саду. 5. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. Поговорите с ним о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью и как он это должен сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И она нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом» Попробуйте проиграть все эти ситуации дома, например вы воспитатель, а медвежонок, за которого вам придется говорить, просит пить. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет так, как он захочет. Объясните, что в группе много детей, поэтому воспитатель, например, не сможет одеть сразу всех, придется немного подождать. 6. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку» В течение лета складывайте в нее небольшие игрушки, лоскутки ткани, маленькие книжки с картин-ками, которые привлекательны для вашего малыша и обрадуют других детей. Возможно, вы владеете техни-кой оригами – тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика. С игрушками в детский сад и веселее идти, и проще завязывать отношения со сверстниками. 7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои. 8. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. В присутствии своего ребенка называйте этих детей по имени. Говорите дома о новых знакомых – Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью к другим людям в вашем присутствии. 9. Чем лучше ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку к новым условиям. 10. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес сотрудников детского сада. 11. Разработайте вместе с малышом несложную систему знаков поощрения, и он будет легче отпускать вас. 12. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться не один месяц. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. 13. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду и вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами – педагоги и психолог ждут вас! 14. Будьте терпеливы. Адаптация к детскому саду. Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать свои эмоции и т.п. Дети, посещающие ясли-сад, с раннего возраста учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки. При домашнем воспитании сложно организовать участие ребенка в развивающих играх, музыкальные занятия, физическое воспитание, подготовку к поступлению в школу. Не каждой семье под силу обеспечить правильный режим питания с полноценным набором пищевых продуктов. Кроме того, в детском саду постоянно следят за состоянием здоровья ребенка, своевременно делают прививки. Проблема адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти. Отчего же возникает такое поведение? Дело в том, что в этот период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывания, кормления и т.д., а также стереотипов общения. Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Так, укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей сделать лишь первое движение, произвести знакомое действие, как он начинает зевать, закрывает глаза, т.е. реагирует на первый же раздражитель. Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь, не тратя лишней энергии. Нужно отметить, что возникновение динамических стереотипов не всегда оправдано. Так, довольно часто пи поступлении ребенка в дошкольное учреждение выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложиться мама. Ещё один пример: малыш до 3 лет лишен возможности общаться со своими сверстниками, хотя потребность в этом у него была. В первые же дни пребывания в детском саду у такого ребенка возникает множество серьезных проблем – ведь навык общения у него не сформирован. Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно (с педагогической точки зрения), в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим формируются и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют, но одни родители сажают при этом ребенка к себе на колени, другие – за обеденный стол, третьи – за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться с взрослыми, именно этого он требует и в детском саду. Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям. Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьезных заболеваний. Можно ли избежать этого? Может быть дольше держать ребенка возле себя? Конечно, забота и любовь родителей (особенно матери) делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях. Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо, с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой – насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности. Родители могут рассказывать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка: не будешь слушать маму – отведу в детский сад. Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие. Родители должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде и т.п. Совместные усилия родителей, работников детского сада и поликлиники облегчают адаптацию детей. И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду – трудное для ребенка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него – дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требования воспитателей, не всё получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Никогда не следует кормить ребенка насильно (это азбучная истина, но, к сожалению, такое случается). Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду – унитаз, да ещё при этом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях одни начинают снова мочиться в штаны или в кровать, а другие терпят изо всех сил и уже не в состоянии ни есть, ни играть. Воспитателю и его помощнику эти моменты очень важно учитывать, когда в группу поступают новые дети. В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, так как ребенок видит, что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должна скрыть свое волнение, пообещать вернуться, и ободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течение всего дня, поэтому в первую неделю (или две) необходимо брать ребенка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду: сначала можно оставить до обеда, в последующие дни забирать перед дневным сном, затем – сразу после сна и т.д. Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, невозбуждающие. В период адаптации отмечается высокая заболеваемость ОРВИ. Этому способствует не только увеличение количества контрактов с новой микробной флорой, но и напряженное психоэмоциональное состояние детей. Доказано, что стресс значительно снижает иммунитет, а переход из привычного семейного быта в новые условия и разлука с родными являются для малыша стрессом. Заболеваемость ОРВИ и тяжесть адаптации взаимосвязаны. Что же нужно делать, чтобы разорвать этот порочный круг? С чего начинать? Прежде всего с семьи. Ещё в период подготовки ребенка к поступлению в детский сад следует объяснить родителям, что наличие у взрослых членов семьи хронических очагов инфекции способствует обсеменению детского организма вредными микроорганизмами, поэтому им самим нужно пройти лечение. Чтобы ребенок не заражался дома, надо соблюдать обычные меры – изоляцию больного члена семьи, проветривание и влажную уборку и т.д. Курение в квартире, где проживает малыш, очень вредно отражается на его здоровье, главным образом на состоянии легких («пассивное курение»). Многие взрослые об этом даже не подозревают. Сотрудникам детского сада рекомендуется уделять как можно больше внимания индивидуальной работе с детьми для создания положительных эмоций: ласковому обращению, постоянному речевому общению, игре. Эти меры значительно уменьшают заболеваемость детей в первые 1,5 месяца пребывания в яслях. Мы надеемся, что адаптация Вашего ребенка с нашей помощью пройдет успешно! «Принципы семейного благополучия». 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами: ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал Вам дополнительные трудности, ни в том, что не дал ожидаемого счастья, ни в том, что не оправдал Ваши ожидания. И Вы не в праве требовать, чтобы он разрешал за Вас эти проблемы. 2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь, Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации. 3. Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье. 4. Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть. 5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится, и сохранить оптимизм во всех педагогических невзгодах. «Семь правил наказания» 1. Наказание не должно вредить здоровью: ни физическому, ни психологическому. 2. Если есть сомнение: наказывать ребенка или не наказывать, то лучше не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких «на всякий случай»! 3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено необозримо множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одиночке за каждый. Наказание – не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенказаслуженной похвалы. 4. Лучшее не наказывать, чем наказывать запоздало. Нынче чересчур последовательные родители ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития. 5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала! 6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы неисправны, наказание действует только в обратную сторону! 7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения. Запомните! При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь. «Скорая помощь» в общении с агрессивным ребенком Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности у вашего ребенка – проявлять к нему любовь. Мы любим своих детей, но далеко не всегда проявляем нашу любовь столь очевидно, чтобы малыши почувствовали ее (ребенок, например, не ощущает нашей нежности, когда мы энергично отмываем ему уши). Если ваш ребенок ведет себя агрессивно: - остановите занесенную для удара руку малыша, удержите за плечи и твердо скажите «нельзя»; - отвлеките внимание малыша интересной игрушкой или каким-либо занятием; - используйте мягкое физическое манипулирование (спокойно возьмите ребенка на руки и унесите его с места конфликта); - создайте ситуацию, чтобы ребенок мог перенести свой гнев на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики и т. п.); - учите его выражать гнев словами, в вежливой форме (называть свои отрицательные эмоции: «Я злюсь», «Я сержусь»). Несколько слов о наказании агрессивных детей. · Не подавляйте агрессию ребенка с позиции силы, не отвечайте на нее вспышками собственного гнева: ребенок усвоит эти формы поведения и будут применять в будущем. · Наказывая ребенка, не унижайте его и не угрожайте ему. · Не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку в минуты приступа его агрессии – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражит. ЕСЛИ НЕ ВЫБРАСЫВАТЬ ТЕЛЕВИЗОР
В жизни современного ребенка прочно вошли сравнительно недавние изобретения цивилизации: телевизор, компьютер, мобильный телефон. Эти изобретения рождают новую зависимость. Как всё это влияет на психику наших с вами детей, - вопрос, которым задаётся любой думающий родитель. Но сегодня мы с вами будем говорить об экране телевизора, экране, рядом с которым проходит большая часть жизни нашего подрастающего малыша. По глубине воздействия на ребенка, телевизор сравним только лишь с влиянием взрослого, живущего рядом с ребенком. Вместе с экраном телевизора мы в дом пускаем «человека», который в дальнейшем станет частичкой психической жизни нашего ребенка. Если бы мы сейчас задались целью описать его, думаю, вряд ли бы мы слишком разошлись в его совсем нелестном описании. Телевизионный экран предстаёт странным окошком в загадочный мир, мир, который населён движущимися крошечными человечками, странными фрагментированными зрительными образами. До появления телевидения таким окошком для ребёнка было зеркало, в котором он с радостью и ликованием узнавал себя, а в обычном окне ему представала жизнь в статичности и в естественном движении. Телевизионное окошко извергающее с большой скоростью визуальные образы, приводит к излишней стимуляции зрительного аппарата, не оставляя времени подумать над этими образами. Всё это не проходит бесследно. Одно из возможных последствий – бушующая ущербность в способности фантазировать, воображать, представлять. Ребенок, например, слушающий сказку, находится в ином положении, нежели ребёнок, пассивно воспринимающий телевизионные образы. И разница, конечно, в том, что он активен, являясь сам творцом образов. Задумайтесь, может быть, отсюда нелюбовь современных детей к чтению? Ведь именно в чтении наиболее ярко проявляется функция воображения, в возможности представить героя из словесного описания, вообразить его себе. Так что же, выключить телевизор? Выбросить на свалку? Думаю, важнее воспитать в ребенке не бездумного потребителя всей той телевизионной шелухи, которая извергается с телевизионных экранов, а сформировать вкус к телепрограммам. Несколько полезных советов Никогда не предлагайте телевизор вместо себя. Если вы не можете поиграть в этот момент с ребенком, лучше предложите ему какую нибудь игрушку, например, конструктор, или пригласите соседского ребенка, но не нажимайте заветную кнопку. Этим нажатием вы свершаете подмену ценностей реального мира, реального общения, на мир виртуальный. Не используйте телевизор в качестве отвлекающего манёвра, позволяющего, например, накормить ребенка кашей. Этот приём часто используется родителями, и пассивная позиция ребенка, не вовлеченного в процесс кормления, покорно открывающего рот, в который взрослый «закладывает» кашу, ещё более пагубна в смысле последствий. Если вы действительно хотите воспитать вкус к телепрограммам у ребёнка, не будьте сами бездумными потребителями всего извергаемого с экрана. Не включайте телевизор в качестве фона, так чтобы «побороть» тишину. Старайтесь выключать телевизор во время рекламы, даже если, по вашему мнению, ребенок ещё «ничего не понимает». Пройдет совсем немного времени и ваш ребенок заговорит фразами из реклам. Некоторых родителей это умиляет, но прислушайтесь к императивному рекламному слэнгу. Думаю, он далёк от красивого языка и речи, которые должны сопутствовать ребёнку с самого его рождения. Более того, назначение рекламы заключается не в том, чтобы продать, навязать, подсказать желание, которое, увы, облечено в форму, вписывающуюся в современное общество потребления. Не смотрите любимую передачу в тот момент, когда кормите ребёнка или занимаетесь другим совместным с ребёнком делом. Если ваш ребёнок интересуется увиденной им сценой, которая может носить как «непристойный» характер, так и агрессивный, не отмахивайтесь со словами, «вырастешь – узнаешь». Найдите нужные слова, для объяснения увиденного, чтобы он не остался один на один со своим непониманием, недоумением и страхом. Не забывайте, что как и любая другая игрушка современного мира, телевизор может стать очень важным подспорьем в том, чтобы приобщить ребенка к прекрасным мультфильмам, детским фильмам, а может стать средством, которое приведёт вашего ребёнка к необратимому психическому обнищанию. «Школьная зрелость» Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями и др. эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произвольность поведения). Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания учителя; подчинять свое поведение установленным правилам. Однако не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, писать или считать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но здесь же кроется и опасность – ему будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится. Поэтому взрослым целесообразнее сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, и на здоровье будущего первоклассника. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребенок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенное. Дополнительная психическая и физическая нагрузка тяжела для ребенка, он может потерять веру в свои силы. Еще в детском саду выясняется, есть ли у ребенка дефекты речи, ведь речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма. Поэтому необходимо обратиться к логопеду за консультацией и своевременно начать занятия. Очень важный момент – желание учиться. Опросы детей подготовительных групп показали: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс потому, что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще в школе не осознали учебы и не готовы к новому, важному шагу в жизни. Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является основой его готовности к школе. Ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке. Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязывать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности. Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств: стремление к общению со сверстниками; желание учиться (уметь читать, писать, считать); хорошее здоровье; эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и др.); грамотная речь, связанное изложение своих мыслей; стремление к сотрудничеству со взрослыми; развитая произвольность поведения; любознательность и стремление к открытиям; хорошо сформированная координация движений и графических навыков. Каждый родитель знает, какое качество наиболее значимо для его ребенка, и при активной помощи воспитателя будут его развивать. Немного об игре Общаясь с родителями своих воспитанников, часто слышишь такие высказывания: «Детям скоро идти в первый класс, а вы все играете. Это несерьезно. Мы будем ходить на курсы подготовки к школе». И вот вечером сын шести с половиной лет прячется от мамы в шкафу и кричит оттуда: «Не хочу в школу! Хочу играть!» Через месяц мальчик уже не кричит, а тихо, беспомощно плачет. Для многих родителей детская игра – пустое времяпрепровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда – за игру. Как объяснить взрослым, что игровая деятельность – основа психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре формируются произвольность поведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе. Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели распределять и разыгрывать роли, умели договариваться. Многие проницательные родители приводят в детский сад перед школой своего развитого не по годам ребенка, чтобы он научился быть членом детского коллектива, умел общаться со взрослыми. Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младшего возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль им кажется особенно значимой. Практика показала: «недоигравшие» дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические проблемы. Так давайте дадим детям возможность «доиграть», чтобы учеба в школе стала успешной и принесла им радость. Памятка для родителей: «Нюансы при наказании ребенка» 1. Наказание связывайте с самим проступком. Если ребенок сделал шкоду дома, сразу поставьте его в угол, например, а не отменяйте поход в цирк. 2. Наказывать нужно сразу после плохого поступка. Так как дети имеют смутное представление о времени. Малыш быстро забывает, за что вы его собирались наказать, и будет считать ваши действия просто несправедливыми. Так что лучше не обещать наказание. 3. Наказывайте соразмерно проступку. Если любое наказание будет жестоким, то это может привести к психологическим проблемам в дальнейшем, а если очень мягким, то ребенок даже не обратит на это внимания. 4. Малыш не должен хотеть такого повторения наказания. Если вы, например, поставили ребенка угол возле игрушек, то он будет воспринимать это не как наказание, а как бонус :-). 5. Не наказывайте долго. Если вы запретить ребенку делать то, что он больше всего любит на целую неделю или две, то он уже не будет видеть связи между непослушанием и запретом. 6. Обещанное наказание должно быть реально осуществимым. Когда вы обещаете, что за непослушание может забрать Бабайка, а в итоге этого не происходит, то ребенок вскоре перестанет вам верить. 7. Объясняйте причину наказания. Тогда ребенок поймет, что был не прав и не будет на вас обижаться. 8. Не срывайтесь на детях только потому что вам испортили настроение. 9. Обсуждайте проступок наедине с ребенком. Так как многих детей травмирует разговор об их шалостях в присутствии посторонних. 13 способов как лаяльно наказать ребенка за непослушание 1.«Штрафные» работы. Если ребенок сделает какой-то проступок, то должен выполнить домашнюю работу. Например, порисовал стены – вытирай, намусорил – убирай… Очень хорошо в семье установить определенные правила, в случае нарушения которых, любой должен выполнить наказание – вытереть окна, помыть посуду, убрать со стола и прочее. 2. Сказка в виде наказания. Я часто придумываю различные сказки на ходу, чтобы помочь детям освоить нормы поведения. В моих сказках главный герой делает те же самые проступки, что и мои дети. В конце каждой сказки герой осознает, что так делать нельзя и больше не повторяет свои ошибки. Есть уже всем известные готовые сказки такие как: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Что посеешь, то и пожнешь» и другие. 3. Изоляция ребенка. Малыша ставят в угол или уводят в другую комнату, где нет игрушек и просят подумать о своем поведении и успокоится. Для того, чтобы понять свою вину дается столько минут, сколько детям лет. Так 3-летнему чаду дост4. Лишение приятного. Такой способ будет эффективным для большинства детей и не принесет морального и физического вреда. Например, если ребенок сделал намеренно шкоду, не дайте ему в этот раз обещанных сладостей. 5. Наказание посторонним человеком. Обычно этот метод работает очень хорошо. Дети остро воспринимают критику чужого человека. Так можно попросить прохожего пожурить малыша и поговорить о его плохом поведении. 6. Самонаказание. Если ребенок хочет попробовать горчицу, разрешите ему это сделать, при этом рассказав о том, что будет после того, как он это сделает. Так ребенок будет верить вашему слову и в следующий раз хорошо подумает, стоит ли игра свеч. Детям постарше можно предложить самому выбрать наказание за проступок. 7. Крик. С этим методом надо быть поосторожней и применять его нужно во время опасных моментов, когда необходимо, чтобы ребенок быстро прекратил какое-то действие. Так, если ребенок каждый день слышит крики в свой адрес, то в скором времени он реагировать на них не будет. Это, конечно, тяжело не сорваться на крик. Так как у детей есть особый талант- «играть на нервах». Иногда родители срываются на крик, используя оскорбления в адрес ребенка. В этом случае малыш не очень хорошо понимает всю суть претензий, но хорошо запоминает слова и стиль поведения. И вскоре вы сможете услышать все выученное в свой адрес. Так что не удивляйтесь. 8. Игнорирование ребенка. Это является серьезным наказанием особенно для ребенка дошкольного возраста. Ведь родители в этот момент – самое главное в их жизни. Психологи не рекомендуют устраивать байкот подолгу и часто. Когда ребенок выполнит ваше требование, поцелуйте и приласкайте его. 9. Исправительный стульчик. Это наказание очень распространенно в США и сейчас его внедряют во многих детских садах. Если ребенок перестает слушаться, его садят на непродолжительное время на стульчик, объясняя, за что наказали. 10. Запугивание. Многие мамы применяют такой способ наказания. «Вот прилетит злая фея и заберет тебя за непослушание..» Но этот метод нужно использовать с осторожностью. Так как у детей – меланхоликов на почве запугиваний может развиться внутренняя драма. 11. Строгий взгляд. Этот способ работает только с послушными детьми и мамами с «железными нервами». Маме довольно неодобрительно взглянуть на ребенка, чтобы он задумался о последствиях такого поведения. 12. Повышение голоса. Этот способ также является одним из самых лояльных и работает с более покладистыми детьми. Когда дети слышат, что мама немного повысила голос, сразу понимают, что так делать нельзя и перестают шалить. 13. Объяснение. Это очень лояльный способ наказания. Использовать его стоит также параллельно со всеми другими методами наказания. Если ребенок уже большой, чтобы рассказать, почему он нашалил, то прежде чем наказывать, расспросите о его мотивах. Так окажется, что часы он разобрал, не для того, чтобы досадить папе, а чтобы узнать, что там находится внутри. В любом случае, какое наказание вы не выбрали, если вы чувствуете, что наказали сгоряча. Ничто вам не мешает извиниться перед ребенком и объяснить, почему вы так поступили.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯК УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА И ГРУППЫ
- Мама, мамочка, не уходи! Возьми меня! Хочу домой! Детские ручонки судорожно цепляются за мамину юбку. С улицы мама видит заплаканное лицо ребенка, прижавшегося к оконному стеклу. Слышит надрывающийся крик: "Не уходи!". Эта драматическая сцена расставания происходит каждый день у многих тысяч мам и маленьких детей. Но даже ежедневные повторения не снижают остроту переживаний. Они отражаются на здоровье малыша – он не только становится очень нервным и раздражительным, но и слишком часто болеет. О душевном состоянии мамы и о производительности ее труда в таких условиях и говорить не приходится. Отчего так происходит?
Маленькие дети очень тяжело переживают смену обстановки. Даже перестановку в комнате встречают протестом. Главное условие их нормального существования – присутствие близких взрослых: бабушки, папы, а главное мамы. Родной человек – опора для малыша, и если опора вдруг исчезает, весь мир рассыпается. Даже встречи с новыми людьми и ситуациями может радовать малыша только в том случае, если рядом любимый и любящий взрослый. А когда мама почему–то оставляет его в незнакомой обстановке, среди чужих людей, все вокруг становится страшным, пугающим, невыносимым. Ребенку кажется, что его предали, оставили насовсем, что мама уже никогда за ним не вернется. Ведь в два года он еще не может предвидеть радостную встречу с мамой и не умеет ждать. Поэтому каждое расставание для него навсегда.
Можно ли сделать приход ребенка в детский сад менее болезненным?
Существует несколько традиционных приемов, делающих приход малыша в детский сад, к новым условиям жизни не таким резким, а потому менее травмирующим. 1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например, детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу, пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. 2. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. 3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. 4. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и она нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: "Воспитатель не может одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать". Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры. 5. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям. 6. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас. 7. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. 8. Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. 9. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. 10. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку. 11. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. 12. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. 13. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что–то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!" 14. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли. Памятка для родителей : «20 способов утихомирить разбушевавшегося ребенка» Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть. 1.Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1. 2.Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде “День” ребенок прыгает, играет. А по команде “Ночь” притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете “Кошка идет!”. Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в “Море волнуется”. 3.Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но “штиль” – это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять. 4.Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управлениям (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды. 5.Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо. 6.Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне. 7.Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики). 8.Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз. 9.Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки). 10.Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы. 11.Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте “малыша”. Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку. 12.Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком. 13.Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд. 14.Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки. 15.Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут) 16.Предложите игру “Капитан и корабль”. Капитан должен отдавать команды (“Направо”, “Налево”, “Прямо”), а корабль четко им следовать. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребенок может выбрать любую из ролей. 17.Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву “А”) 18.Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому темпу. 19.Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку. 20.Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи. Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с вас пример и чувствует и отражает ваше собственное состояние.
18 февраля 2013 в 12:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.